Поход в супермаркет за хлебом снова обернулся незапланированной покупкой пары кухонных полотенец и упаковки геля для душа в форме утенка? Не расстраивайтесь - это проблема миллионов женщин на планете. А создают ее в первую очередь продавцы. Буквально на каждом квадратном метре торговой площади они расставляют сети для посетительниц, не умеющих правильно организовать свой шоппинг.

Ловушки начинаются уже у самых дверей. Большая тележка для покупок потянет за собой большие траты, согласны? Свободное пространство вызывает желание его заполнить, поэтому воспользуйтесь корзинкой, чтобы уменьшить искушение! А если вы выскочили в магазин за одним только багетом – можно не брать и корзинку!

С тележкой или без нее – но вы ступили в продовольственный рай. Повсюду лакированные полы, полки с аккуратно расставленным товаром и…большие зеркала! С их помощью вами манипулируют, вызывая недовольство собственным отражением, когда вокруг вешалки с одеждой! Что тут можно посоветовать? Не разглядывайте себя, если не собирались ничего покупать, и не посещайте магазины в совсем уж одомашненных джинсах. Выглядите привлекательно везде!

И вот вы отвели недовольный взгляд от зеркала, вроде бы убедив себя в том, что просто пересидели вчера за компьютером и не выспались, как увидели перед собой щит с надписью «Купите 3 пары колготок всего за 99 рублей!». Успокойтесь, успокойтесь! Да, продавцам удалось вызвать ажиотаж в рядах нуждающихся в новых колготках… Но включите разум! Это же то же самое, что 1 пара за 33 рубля! Никогда не впадайте в состояние эйфории от ярких надписей с подобными уловками, пока не сравните цену на одну единицу предлагаемого товара и на несколько, продаваемых вместе.

Вам все же удалось вытащить себя из бесконечных рядов с нужными и ненужными товарами? Или просто тележка уже набита до отказа и пришло время катить ее к кассе? Ну наконец-то! Но не тут-то было. Впереди вас ожидает полоса препятствий. Путь к кассам зачастую бывает тернистым в буквальном смысле слова! Повсюду коробки с ходовым товаром, на которые вы то и дело будете натыкаться. В них горы всякой мелочи вроде «все по 50р» и т.п. Там лежат симпатичные мочалки, и вы тут же вспоминаете, что вашу давно пора поменять, да и гель для душа уже кончается. Четкий расчет на импульсивность, и только! Поэтому посещайте только нужные отделы (вы же составляете список необходимых покупок, отправляясь в магазин?), ориентируясь по указателям.  Вы со всем согласны, но сегодня вы пришли за багетом и даже сумели убедить себя в том, что донесете его до кассы без корзинки? Отлично! Но замечали ли вы, что отдел с молочными продуктами и хлебный, как правило, не располагаются в начале торгового зала? Эти продукты необходимы всем. И пока вы будете к ним пробираться – успеете нахватать чипсов и прочей ерунды. Поэтому бегом от ярких упаковок к вашему багету! Обезжиренный кефир тоже можете прихватить.

По мере продвижения по торговому залу вам встретиться не мало реклам, предложений о дегустации, запахов. Все это так заманчиво! Особенно запах, доносящийся из пекарни в магазине. Почему он такой сильный? Да потому, что там специально не устанавливают вытяжки, чтобы привлекать ваше внимание и вашего желудка!

На рынках вам обязательно предложат попробовать товар. Например, фрукты. Тут вы и попадетесь на крючок – вы точно их купите. Во всех отношениях полезный совет: перекусите дома перед шоппингом!
Теперь об одежде. Вы же не станете скрывать, что вас тянет туда, где одежда навалена кучей в корзине или на столе, будто на ликвидациях и распродажах? А вы никогда не задумывались о том, что этот хаос создают сами продавцы? Да-да! Хватит верить в иллюзию, что это дело рук вожделеющих покупателей. Это всего-навсего способ побыстрее избавиться от залежавшегося товара. Поэтому не поддавайтесь на провокации! Будьте выше всего этого!

Еще одной эффективной уловкой довольные собой креативщики продовольственного мира считают кредитные и скидочные карты, которые они предлагают оформить прямо в магазине. В чем тут соль? Во-первых, вы психологически настраиваетесь на то, что сможете купить более дорогую вещь, чем собирались – ведь у вас же будет скидка! Во-вторых, не нужно будет выкладывать наличные… Стоп! Никаких кредиток с накоплениями и скидками!

Товары на полках общего спроса часто пестрят яркой и блестящей упаковкой. Скажете, что уже переросли это? А как насчет детей? Они-то уж точно обратят ваше внимание на то, что привлекло их. Тут покупки, скорее всего, не избежать. Поэтому ходите за продуктами без детей, если такая возможность есть.

А теперь вернемся к кассам. Вам удалось найти место в тележке, и вы запихнули туда мочалку, гель для душа и милую прихватку в цветочек? Неужели прошли мимо?! Отрадно! Однако на этом препятствия, к сожалению, не окончены. Вы уже в очереди, выгружаете товары на ленту, и тут перед вашими глазами начинают мелькать конфеты, жвачки, шоколадные батончики, газеты, журналы, открытки… Прежде чем ваша рука потянется к ним, подумайте: а так ли оно нужно? Тем более, цены на эти товары в супермаркетах часто бывают завышены. Свежую прессу можно купить и в газетном киоске на остановке.

Обратимся к уловкам непосредственно продавцов, консультантов и девушек у примерочных кабинок. Ведь нередко они с нами заговаривают. Да мы и сами не прочь, к тому же мнение незнакомых советчиков кажется таким объективным!

Если вас пытаются уверить в том, что вещь (возьмем, к примеру, платье) последняя, и в следующем завозе уже не будет таких, не стоит сразу же верить. Вероятнее всего, вас хотят заставить понервничать и склонить к покупке.

Аналогичны убеждения в том, что за такую цену вы уже никогда и нигде это платье не купите. Наверняка они будут сопровождаться экскурсом в экономическую обстановку в мире: скачет курс доллара, таможенные пошлины увеличиваются не по дням, а по часам. Все это направлено на то, чтобы спровоцировать вас к совершению масштабной покупки в целях вашей же экономии (якобы).

Могут и соврать, что вещь, которая вам приглянулась (и снова: последний экземпляр!), уже отложена, но если через полчаса ее не заберут – она ваша. Цель продавца все та же – вызвать ажиотаж вокруг товара и сыграть на ваших нервах, создать у вас иллюзию собственной исключительности.

Любыми способами покупателей заставляют поверить в то, что товар отличный, и что его обязательно нужно купить! Зачастую продавцы добиваются этого, рассказывая о функциональности вещи от своего лица: будто бы сами купили, пользуются, носят. «Ну если уж продавец так говорит… то вещь наверняка стоящая», - подумает клиент. Если вам распишут «лот» как самый модный, лучший, популярный среди покупателей (а вы ничего об этом не слышали), то, скорее всего, это вызовет у вас замешательство, и во что бы то ни стало, вы купите предлагаемое, чтобы тоже быть в курсе! Аналогично дело обстоит с фирменными вещами. Ведь обладание такими – это своего рода стиль жизни, престижность… Такие намеки могут сломить неуверенного в себе покупателя, и он приобретет товар, даже если это ему не по карману. Безотказно действуют и ссылки на авторитет, так что продавцы часто рассказывают клиентам о том, что именно их магазин часто посещают VIP-персоны. 

Шоппинг – это психология. Тонкие реплики и жесты консультантов, хитрое расположение отделов и товаров на полках… Да-да, и это тоже! Полки с товарами первой необходимости находятся на уровне глаз, чтобы легко можно было взять предмет в руки, а там он уже незаметно ляжет в тележку. Беспорядки в корзинах с одеждой и «проплешины» на полках с йогуртами – искусно созданные расфасовщиками иллюзии того, что товар пользуется спросом и половину уже разобрали.

Подводя итоги, хочется сказать, что несмотря на всю сложность психологического аспекта, на уловки и хитрости торговой индустрии, советы по тому, как не покупать ненужные вещи, предельно просты:

1. Всегда ходите в магазин со списком того, что необходимо купить.

2. Не отвлекайтесь от своей цели, перемещайтесь по залу, ориентируясь по указателям и потребностям.

3. Не тратьте лишние деньги – не покупайте товары на кассе.

4. Выбрасывайте рекламные каталоги или сдавайте их в макулатуру.

5. Не ловитесь на комплименты в пользу вашего вкуса, выбора, того, как смотрится на вас одежда, как сидит она на вашей фигуре. Как бы лестны они не были, чаще всего звучат с целью сломить вас и совершить покупку. Попробуйте устоять!

6. Избегайте распродаж – так вы не купите ненужных, пусть и дешевых вещей.